Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза – род инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма дорожно-транспортного происшествия и его обстоятельств, технического состояния транспортного средства и дороги, а так же психофизиологических характеристик участников и их действий.
Объектами исследования являются результаты осмотра места происшествия и транспортного средства, следы на них, сами транспортные средства, а также их детали, системы, водитель и его действия.
Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии как транспортного средства, так и о дорожной обстановке и действиях участников. Исследуются обстоятельства, которые в той или иной степени способствовали совершению преступления.
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы классифицируется по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета исследования выделяются следующие виды:
судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
судебная экспертиза технического состояния ТС;
судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
По всем дорожно-транспортным происшествиям, которые подвергаются экспертному исследованию:
01
Подробное описанием дорожно-транспортной ситуации и дорожных условий.
02
Наличие следов транспортного средства на проезжей части, их характер, расположение по ширине проезжей части, и пр
03
Скорость движения ТС, пешеходов, и других участников.
04
Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и т.д.).
05
Дальность видимости элементов проезжей части с рабочего места водителя (определяется следственным экспериментом).
06
Координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.) относительно обочин дороги или других элементов.
07
Техническое состояние транспортного средства до происшествия.
08
Тип и модель транспортного средства.
09
Принадлежность владельцу.
10
Наличие предупредительных знаков на транспортном средстве (ограничение скорости, ручное управление, глухой водитель и т.д.).
11
Степень загруженности ТС (вид груза и его масса, число пассажиров). В случае если груз не габаритный, указать его габариты относительно ТС, а также условие его закрепления на ТС.
12
В случае если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, необходимо указать их (например, вмешательство пассажира в управление).
В экспертизе технического состояния транспортных средств используются технико-диагностические методы с применением диагностической аппаратуры и стендов, ходовых испытаний, экспресс-диагностики, общей диагностики, поэлементной диагностики и углубленного исследования. Каждый из этих методов имеет свою специфику и предназначен для решения определенных задач.
Систематизируем задачи, которые ставятся при производстве товароведческой экспертизы.
Блок 1. Принадлежность исследуемого объекта к классу с определённым и известным комплексом свойств.
установление принадлежности объекта, области его применения и назначения, в том числе способом реконструкции объекта по его отдельной части;
судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
установления принадлежности отдельных единиц к общей группе
Блок 2. Установление фактического состояния объекта.
Частные задачи:
выявление дефектов и определение их влияния на качество продукции;
установление степени снижения качества товара под воздействием дефектов;
определение соответствия или несоответствия свойств объекта стандартным (базовым);
установление соответствия или несоответствия свойств объекта указанным в маркировках и сопроводительных документах;
определение возможности использования объекта по назначению.