Предметом судебной психологической экспертизы являются
фактические данные о
закономерностях и особенностях протекания и структуры психических процессов человека, а также об
условиях отражения им объективной реальности.
Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в
юридически значимых ситуациях независимо от того, являются ли они патологическими или возрастными,
личностными, эмоциональными.
К объектам исследования также относятся материализованные источники информации о фактах и событиях,
являющихся отражением психической деятельности человека.
Такими источниками могут служить:
вещественные доказательства,
документы как особый вид доказательств,
протоколы допросов и следственных действий,
заключения судебных экспертиз,
справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки
и т.п.,
продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная
речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.;
Специфику исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам
является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании
экспертного исследования методами психологии.
В современной практике психологической экспертизы можно выделить несколько направлений:
01
Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний.
02
Экспертиза индивидуально-психологических особенностей.
03
Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых.
04
Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших.
05
Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
06
Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)
07
Экспертиза по делам о возмещении морального вреда
08
Экспертиза по делам о признании недействительных сделок
09
Экспертиза по делам, связанными со спорами о праве на воспитание детей.
Психологическая экспертиза базируется на данных психологической науки, категориях и понятиях
общей психологии, использует возможности всех отраслей психологии, располагает
многочисленными теоретическими и экспериментальными сведениями.
Специфику предмета данного рода экспертизы составляют фактические данные о результатах
влияния на психическое отражение окружающего, рефлексию и регуляцию своего поведения
человеком психологических факторов: в том числе эмоционального, личностного, ситуационного,
возрастного, которые проявляются в комплексе особенностей и закономерностях динамики
психических явлений, процессов, психологических свойств личности и ее состояний.
Как род судебная психологическая экспертиза может быть разделена на следующие виды
(отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих родовых объектов исследования):
экспертизу психических (эмоциональных) состояний; экспертизу индивидуально-психологических
особенностей; экспертизу психических процессов; экспертизу групповых отношений и процессов;
экспертизу ситуации; экспертизу психологического воздействия.
Довольно сложно установить и обозначить все задачи, решение которых может понадобиться в
ходе производства психологической экспертизы, поскольку к ее компетенции могут быть отнесены
любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических
познаний. Целью проведения экспертизы может быть получение информации по фактам как входящим
в предмет
Специфика объекта психологической экспертизы обусловлена недоступностью психики
непосредственному познанию. Однако исследование психической деятельности возможно через
анализ действий и поступков, являющихся отражением этой деятельности. Эксперт-психолог
получает информацию из материальных источников, а также путем экспертного психологического
обследования живых лиц с применением адекватных методов. При этом зафиксированные результаты
экспериментально-психологического обследования так же становятся материализованными
источниками информации.
Материальные источники могут содержать информацию двух типов:
общие психологические сведения о субъекте,
сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности
(в том числе поведения) субъекта в определенный значимый момент.
Материалы, содержащие информацию первого типа, раскрывают обстоятельства индивидуального
психического развития испытуемого, позволяют получить данные о чертах характера, привычках,
реакциях, стереотипах поведения, особенностях взаимодействия с людьми, социальном и профессиональном
статусе. В этом отношении ценными для эксперта являются показания родственников и знакомых,
неформальные характеристики, трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности
(авторские произведения, письма, дневниковые записи, пр.), справки, медицинская документация,
прочее.
В качестве важных источников информации второго типа могут выступать протоколы допросов, в которых
зафиксированы показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; протоколы следственных действий,
вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и
орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия, заключения судебных экспертиз
других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической).
Специфичность объекта экспертизы трактует необходимость получения информации из максимально
возможного числа источников. Изучение и анализ материалов дела является центральным методом судебной
психологической экспертизы. В связи с этим предоставляемые для ознакомления экспертам материалы дела
должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа.
Специфику проведения экспертизы в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе
субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности могут быть
установлены на основании экспертного исследования методами психологии и судебной психологической
экспертизы.
Психологическое экспертное исследование строится по принципам психологической науки, таким, как
системность, развитие, детерминизм, единство сознания и деятельности. При проведении судебной
психологической экспертизы используются научно-обоснованные, проверенные практикой методы
исследования. Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные
(экспериментальные) методы (и их совокупность – методики). К общим методам психологического
исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, которые
относятся к научно-практическому инструментарию психологии как области знания и присущи любому виду
психологической экспертизы, поскольку на их основе строятся конкретные методики исследования. Метод
психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения,
беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер
психической деятельности. Набор экспериментальных методов исследования не является раз и навсегда данным, жестко очерченным
количественно и содержательно, однако он должен быть подобран в соответствии с принципами
комплексности изучения особенностей психической деятельности и адекватности целям и задачам
исследования.
Основными методами исследования являются:
Анализ материалов уголовного дела (с применением метода психологического анализа и методов герменевтики).
Психодиагностические методы исследования:.
Методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа, метод обобщения независимых характеристик, пр.);
Психологическая экспертиза является относительно новой, перспективной отраслью. Ввиду этого круг доступных для решения задач постоянно пополняется.